1986 ГОД В МУЗЫКЕ
Мы представляем вам 100 альбомов, как наиболее коммерчески успешных, так и просто знаковых для того года. Исполнители в плей-листе расположены в алфавитном порядке. Плюс, приложен документ с краткими комментариями, дабы удобнее было ориентироваться. В скобках указана высшая позиция того или иного альбома в английских и американских чартах, а также сертификация диска (платина, золото, серебро).
The Smiths «Queen Is Dead». Главный претендент на звание лучшего альбома года. Под обложкой с фотографией Алена Делона из фильма 1964 года «Непокорённый», скрывается один из самых лучших альбомов в истории Великобритании. Рок-музыка вдруг опять стала явлением, способным рушить табу, и «Queen Is Dead» как никакой другой альбом подтверждает это. После его выхода на группу хотели подать в суд за оскорбление достоинства, «благодаря» стартовой композиции – злой, остроумной критике королевской семьи. Гитарные стилистические эксперименты Джонни Марра достигли своего пика, холодный ум Моррисси каждый раз попадают в цель. Весь набор подростковых комплексов – одиночество, неудачи в отношениях с девушками, собственная ненужность и дикое желание прославиться – был выставлен на всеобщее обозрение, с табличкой ЛУЗЕР на груди. На альбоме четыре хита всех времён и народов. Окутанный сетью гитар минорно-акустический «Bigmouth Strikes Again» начинается словами: «Радость моя, дорогая моя, я только шутил, говоря, что хотел выбить тебе все зубы одним ударом кулака». От «There Is A Light That Never Goes Out» даже перфекционист Джонни Марр был в восторге: «Когда я впервые сыграл её, я думал, это лучшая песня из всех, что я слышал!», тогда как композицию «The Boy With The Thorn In His Side» назвал своей любимой в творчестве The Smiths Моррисси. Завершается же альбом небесной чистоты меланхолией «Some Girls Are Bigger Than Others».
Paul Simon «Graceland». Альбом сложен так гармонично, что кажется музыкой какой-то новой страны посредине Атлантики. «Graceland» - это кризис среднего возраста Пола Саймона, ставший переломным моментом не только в жизни своего создателя, но и всех, у кого тяжело на сердце, кто ищет новые способы самопознания. Саймон поехал в Южную Африку в нарушение культурного бойкота, объявленного ООН, чтобы записать альбом, который будет символизировать музыкальные традиции двух культур и проведёт черту между его собственным прошлым и будущим. Объединив усилия с известными местными музыкантами, Саймон бесшовно смешал традиционный южноафриканский стиль, известный как мбаканга (чьи трёх-аккордовые структуры и фоновые гармонии напоминали ему ритм-энд-блюз, который он любил в детстве) со своими собственными элегантными мелодиями. Главное, что привёз из Южной Африки Пол Саймон – это какой-то особый, забытый на Западе позитив. Кто тут только не играет: и маститые американские музыканты, такие как Эдриан Белью, Стив Гэдд, Рэнди Брекер; и калифорнийские мексиканцы Los Lobos; и целая толпа африканских музыкантов с труднопроизносимыми фамилиями – и всем им страшно весело. И в центре находится Саймон, рассказчик среднего возраста, изучающий перспективу превращения в «карикатуру на карикатурном кладбище», оплакивающий потерянную любовь и дающий надежду. После того как альбом вышел в свет, его непопулярный политический статус был быстро преодолён благодаря пленительному изяществу и красоте, убедившим слушателей в том, что ужасы апартеида просто ничто по сравнению с мощью артистического братства.
Metallica «Master Of Puppets». Свой третий альбом Metallica записывали в копенгагенской студии продюсера Флемминга Расмуссена. На музыкантов никто не давил, торопиться было некуда, что сказалось на грандиозности замысла. По двое суток гитаристы тратили только на правильный строй. При всём гитарном и барабанном терроре это действительно высокохудожественное произведение, агрессия и скоростные темпы спаяны с мелодическими красотами и многообразием структур. Три из восьми песен длятся более восьми минут – ребята из Metallica явно обрели уверенность в себе. Название песни «Leper Messiah» появилось благодаря песне Дэвида Боуи «Ziggy Stardust», а хитрое вступление перед «Damage, Inc.» - вариация фрагмента из Баха. Соло в «The Thing That Should Not Be» Хэммет записывал буквально в последние часы перед рейсом до Сан-Франциско, но это не сказалось на качестве: наоборот, это спонтанное солирование стало одним из украшений альбома. Инструментальный эпик «Orion» показывает насколько талантливым был бас-гитарист Клифф Бертон на вершине своей карьеры. Его смерть спустя полгода после выхода альбома сделала трек настоящей лебединой песней. Альбом года – выбор Серёги.
Peter Gabriel «So». Один из самых загадочных и непредсказуемых музыкантов в мире взял, да и выпустил вполне «удобоваримую» пластинку, рассчитанную на самого широкого слушателя. И хотя вездесущее видео на главный хит «Sledgehammer» буквально «заездило» песню, альбом «So» достоин восхищения. Качающиеся на волнах изящных ударных, искусных клавишных и журчащего баса «Red Rain» и «Mercy Street» (вдохновлённая американской поэтессой Энн Секстон) очаровывают с первых нот. Сразу и беспрекословно хватает за душу дуэт с Кейт Буш «Don’t Give Up». Питер старательно смешал поп, соул и арт-рок с элементами традиционной «мировой музыки», особенно африканского и бразильского стилей, и, как яркая демонстрация этого, в конце композиции «In Your Eyes» сенегальский певец Йуссу Н’Дур исполняет вокальную партию, переведённую на его родной язык волоф. Вообще, надо сказать, что никто кроме Габриэла и Пола Саймона, выпустившего в том же году свой эпохальный «Graceland», не сделал так много для представления слушателям той «мировой музыки», которую они бы иначе не услышали. Украшенный необычным названием («хорошая форма, но очень мало смысла», сказал сам Габриэл) и обложкой, где наконец-то видна «нормальная» внешность Габриэла, захватывающий «So» является, возможно, самым идеальным вариантом начать знакомство с творчеством этого выдающегося музыканта.
Beastie Boys «Licensed to Ill». В 1984 году Beastie Boys отошли от панк-направления, чтобы стать одной из первых белых рэп-групп в мире. После выхода этого дебютного альбома, три эм-си – Майк Ди, Эм Си Эй и Кинг Эд Рок, выросшие в богатой среде Нью-Йорка мгновенно вознеслись на заоблачную высоту. «Licensed to Ill» быстро стал культовым явлением и первым рэп-альбомом, понявшимся на самую верхушку чартов. Возможно тексты альбома не были зрелыми (ребятам на тот момент было чуть-чуть за двадцать), но его бесхитростный гедонизм был повсеместно воспринят помешанными на вечеринках тинейджерами. Эстетика «сделай сам», обращение трио к постмодернизму, а также сочетание сильных ударных и сэмплов с тяжёлыми гитарными риффами создаёт возбуждающую смесь. «Fight For Your Right» стала гимном вечеринок, прекрасно уловив взаимную привлекательность рока и хип-хопа. Открывающая альбом «Rhymin & Stealin» превосходно сэмплирует цепеллиновскую «When The Levee Breaks» до уровня оглушительного эффекта. А ещё великолепные «No Sleep Till Brooklyn», «Brass Monkey», «Paul Revere». Что примечательно, в отличие от большинства своих коллег по цеху, Beastie Boys впереди ждало блестящее, без спадов, но с великими прорывами, будущее.
R.E.M. «Lifes Rich Pageant». R.E.M. понимали, что надо что-то менять, и решили, что следующая работа должна стать энергичнее, тяжелее по звучанию, и как можно сильнее отличаться от «Fables…». Поэтому следующим продюсером группы стал Джон Гиман, который до этого в основном работал с так называемым радио-форматом. Это не значит, что квартет вдруг собрался покорять радиоэфир, - просто выбрал один из способов двигаться дальше. Джон заставил группу «почистить звук», а Стайпа чётче выговаривать слова. Вокал был камнем преткновения между певцом и продюсером, - Гиман довольно жестко пытался изменить манеру пения Стайпа, в чем и преуспел настолько, что Майклу потребовался довольно длительный период времени, чтобы снова начать узнавать себя на слух. В результате реформации «Lifes Rich Pageant» стал самым «доступным» альбомом R.E.M. на тот момент, и наконец-то, к радости I.R.S. Records, получил «золото». Руководители лейбла прекрасно понимали, что до уровня мировых звёзд группе - один небольшой шаг. И укоряли музыкантов за то, что они этот шаг сделать не торопятся. Глава компании Майлз Коуплэнд говорил Питеру Баку: «Приятель, вы можете быть популярны как Police, иметь собственные яхты и вилы во Франции». На что Бак отвечал: «Понимаешь, не люблю яхты… И чихать я хотел на вашу Францию». Но, так или иначе, хотел ли того Бак или нет, R.E.M. сделали уверенный шаг к статусу одной из самых популярных групп мира.
XTC «Skylarking». Создаёт ли конфликт искусство? Антипатия между лидером группы XTC Энди Партриджем и продюсером Тоддом Рандгреном была столь сильной, что даже удивительно, что все вовлечённые лица покинули студию, находясь ещё в здравом уме. Но не кажется удивительным то (особенно осознавая огромный музыкальный масштаб Партриджа и Рандгрена), что появившаяся музыка была столь потрясающей. Цель была «скромной»: создать концептуальный альбом, в котором бы говорилось о том, как ребёнок растёт, как зарождается влечение к сексу, как человек женится, встречает старость и угасает – и всё это в течение одного дня. Но это не тот подход, который мог понравиться боссам звукозаписывающего лейбла, оказывавшими давление на Партриджа в расчёте получить хиты (к этому времени группа основательно засела в студии, так как страх Энди перед сценой мешал гастрольной деятельности). То, что в итоге представила группа, явилось пасторальным шедевром. Стартовые треки «Summer’s Cauldron» и идиллический «Grass» - это ленивая горячая дымка и зелёные посадки – по иронии судьбы запись первого трека проходила в морозном январе. Прелести «The Meeting Place» подчёркивает видео, а «Season Cycle» - это прям настоящий Брайан Уилсон, преломленный через сельскую Британию. Переход от лета к осени и далее к зиме – плавный, от прищёлкивающего пальцами джаза «The Man Who Sailed Around His Soul» до деревенских горестных стенаний «Sacrificial Bonfire». Это The Beatles, взгромоздившиеся на стог сена.
Elvis Costello & The Attractions «Blood & Chocolate». Элвис Костелло провёл великолепную черту под своим первым творческим десятилетием, которое изобиловало новаторскими и триумфальными альбомами. Более того, рискнём сказать, что «Blood & Chocolate» стал последним, по-настоящему великим альбом Костелло, потрясшим всех и вся. После альбома «King Of America», отразившему интерес Элвиса к «Американе», и вышедшим на полгода раньше, в том же году Костелло рекрутировал свою знаменитую группу поддержки The Attractions и выдал эту злую почтовую открытку с края пропасти. Запись в большей части произведена в студии с мониторами вместо наушников и усилителями, настроенными на уровень сцены: она звучит резко, фундаментально и грубо. Это не случайно. Песням – желчным похоронкам или любовным заметкам, облачённым в колючую проволоку – не нужны хрупкие аранжировки. Альбом открывает сокрушительно скорбная песня «Uncomplicated», которая переходит во вторую лучшую в мире песню о расставании «I Hope You’re Happy Now», а затем вступает неистовый шестиминутный «кошмарный сон головореза» (слова Костелло на конверте пластинки) «Tokyo Storm Warning». Когда дело доходит до пятого трека – лучшей в мире песни о расставании «I Want You» - вы либо режете вены, либо бьёте руками воздух. Мой выбор – альбом года.
Run-D.M.C. «Raising Hell». Группа Run-D.M.C. ворвалась в мейнстрим благодаря этому, третьему по счёту, альбому, и таким образом они в целом продвинули жанр хип-хоп. Объединение усилий с влюблённым в рок продюсером Риком Рубином, сделало их первыми мировыми настоящими рэп-звёздами. Этот альбом напичкан классическими отрывками, которые в большой степени определяют то, что сегодня называют «хип-хопом старой школы». Смешение колкого стаккато вокального дуэта и жёстких рок-вставок, заимствованных из таких источников, как «My Sharona» («It’s Tricky») от The Knack и, конечно, у группы Aerosmith («Walk This Way»), создало самый популярный и привлекающий к себе внимание рэп всех времён. Несомненно, именно «Walk This Way» катапультировал эту новую музыку в мейнстрим, ибо, объединившись с авторами песни, Run-D.M.C. донесли музыку гетто до белых слушателей. Благодаря гимну фанатов хип-хопа «My Adidas» в огромной степени возрос спрос на кроссовки, и в итоге альбом сделал из Рана Симмонса, Дэррила Мака и ди-джея Джема Мастера Джея настоящих суперзвёзд. Практически каждый трек альбома является классикой, а одежда участников группы на обложке ввела новый уличный стиль, который бытует в хип-хопе и поныне.
Slayer «Reign In Blood». Существует ли в мире группа тяжелее Slayer? Серьёзный вопрос, особенно если принять во внимание зубодробительный получасовой шедевр «Reign In Blood». Для Рика Рубина это был первый опыт продюсирования метал-команды, и он явно получил удовольствие от гитарных виражей в «Criminally Insane» и барабанной долбёжки в «Piece By Piece». При всей скорости Slayer показали нешуточное владение инструментами. «Reign In Blood» открывается и закрывается более длинными песнями – «Angel Of Death» и «Raining Blood» соответственно. Между ними – восемь молниеносных (в среднем по две с половиной минуты), мало отличимых друг от друга вспышек агрессии. Атональные риффы дополняются сценами насилия в текстах, и посреди сумасшедших соло Керри Кинг и Джефф Ханнеман часто имитируют крики жертв песен. Альбом фактически в одиночку вдохновил целый жанр дэт-метал и преодолел разрыв между трэш-металлом и его предшественником, хардкор-панком. В отличие от многих попыток подражания «Reign In Blood» никогда не превращается в самопародию и остаётся документом неисчерпаемой силы. Это беспощадный натиск, который мгновенно стирает всё на своём пути и исчезает так же быстро, оставив после себя сожжённые руины.
Sonic Youth «Evol». Третий альбом Sonic Youth знаменателен укреплением состава путём введения в группу барабанщика Стива Шелли и является первой, действительно успешной, определяющей работой. Более ранние записи представляли их как молодых выскочек на нью-йоркской экспериментальной сцене 1980-х, полных решимости идти в бой с новым и неуклюжим визгом их перенастроенных гитар. Но «Evol» стал той отправной точкой, после которой на них обратили самое пристальное внимание. Возможно, местами «Evol» слишком шумный, но в нём видна мелодика. Певец и гитарист Терстон Мур объяснил, что из-за непростительной акустики крошечной комнаты, в которой «Evol» был записан, им приходилось чётко следовать мелодии, чтобы просто иметь возможность слышать друг друга. Таков стартовый трек «Tom Violence» - на фоне лязга открытых аккордов звучит чистая, простая вокальная линия Мура, которая поднимается и опускается в гармонии с музыкой. Подобным же образом призрачная, по-детски рифмованная кода Ким Гордон в «Starpower» парит над полуотрешённым риффом, где-то между унынием и утешением. (Многие полагали, что это Гордон рычит на нас с обложки, показывая когти. В действительности, это кадр из фильма приятеля группы Ричарда Керна с актрисой Ланг Ледж). Кульминация альбома – это медленно взмывающая «Expressway To Yr. Skull», в которой слились замечательные раскаты, вопли, ритмы и тонкое чувство мелодии. Это выглядит как ответ альтернативного рока на «Freebird» или «Stairway To Heaven» и определённо является решающим моментом для самих Sonic Youth – в виде рока, переделанного и пересказанного на странном и захватывающем новом языке.
Последние четыре выпуска:
1982 год - https://vk.com/wall-181603904_2397
1983 год - https://vk.com/wall-181603904_2433
1984 год - https://vk.com/wall-181603904_2521
1985 год - https://vk.com/wall-181603904_2584