1983 ГОД В МУЗЫКЕ
Мы представляем вам 100 альбомов, как наиболее коммерчески успешных, так и просто знаковых для того года. Исполнители в плей-листе расположены в алфавитном порядке. Плюс, приложен документ с краткими комментариями, дабы удобнее было ориентироваться. В скобках указана высшая позиция того или иного альбома в английских и американских чартах, а также сертификация диска (платина, золото, серебро).
R.E.M. «Murmur». Главный претендент на звание лучшего альбома года. В наше время, когда уже появилось всё, что, кажется, могло бы появиться, трудно себе даже представить, каким загадочным был альбом R.E.M. «Murmur» – вне всякого сомнения, один из самых потрясающих и важных дебютных альбомов в истории музыки. The Smiths, The Jesus And Mary Chain и целая россыпь музыкантов иже с ними только-только готовились устроить переворот в британской музыке, в Америке будущие герои The Replacements и Hüsker Dü были вот-вот готовы выйти на передний план, но R.E.M. опередили всех. После «Murmur» всё изменилось, в рок проникла абсолютно новая для него чувствительность. Это было загадочное собрание труднопостижимых песен, в чём-то вдохновлённых гитарами The Byrds, и в то же время здесь ощущается нервный заряд The Velvet Underground. Песни вроде «9-9», «Pilgrimage» и невероятной «Radio Free Europe», тексты которых были едва слышны, казалось, говорили о некоем странном, таинственном союзе музыкантов с их инструментами. Да, в своей последующей славной карьере, порой, ребята были несколько скучноваты, но этот альбом никогда не позволит забыть, за что мы впервые полюбили R.E.M.
The Police «Synchronicity». Этот альбом опустил занавес на великолепную карьеру группы The Police. В то время как название альбома относится к теории значимого совпадения философа Карла Юнга, обложка представляет барабанщика Стюарта Коупленда, гитариста Энди Саммерса и басиста/певца Стинга как бы отделёнными друг от друга. Примерно так оно и было. Споры по поводу продвинутого стиля записи привели к встрече, после которой всю работу чуть было не выбросили. Тем не менее, это один из лучших альбомов The Police. Знаменит он, во-многом, благодаря мелодичной и навязчивой «Every Breath You Take», соблазнительной «Wrapped Around Your Finger» и тоскливой «King Of Pain». После финального турне The Police распались. Стинг заявил: «Группа просуществовала именно столько, сколько было нужно. Ещё один альбом был бы катастрофой».
New Order «Power, Corruption & Lies». Интеграция пост-панка с электронной и танцевальной музыкой сделала группу New Order одной из самых известных и влиятельных групп 80-х. Их история взяла своё начало в 1980-м году, после того, как наложил на себя руки Иен Кертис, солист и автор текстов ныне культовых Joy Division. Сразу же после официального выпуска второго и последнего студийного альбома группы Joy Division «Closer», оставшиеся трое участников коллектива Питер Хук, Стивен Моррис и Бернард Саммер начали выступать, но без имени. Такими были условия продолжать совместную деятельность. Позже к группе привлекли подругу Морриса Джиллиан Гилберт (ставшую впоследствии его женой), усадили её за клавиши, а Саммер принял, хоть и с неохотой, роль вокалиста. Так на свет появилась группа New Order. Их второму альбому «Power, Corruption & Lies» предшествовал важнейший исторический сингл «Blue Monday», ставший самым продаваемым 12-дюймовым синглом в истории музыки. В альбом он не вошёл, но стал своеобразной прелюдией и к пластинке, и к последующему творчеству New Order. Погружаясь в прослушивание альбома понимаешь, что именно здесь по-настоящему трое старых участников группы Joy Division, вооружившись синтезатором и клавишницей, умело им овладевшей, наконец выходят из тени своей старого коллектива и теперь они действительно New Order. Всё-таки, первый альбом группы «Movement» звучит как потерянный альбом Joy Division. Великолепие же второй работы New Order сразу же начинается с обложки (на ней изображена «Корзина с розами», натюрморт французского художника Анри Фонтена-Латура), концепт которой придумал дизайнер Питер Сэвилл, соучредитель того самого лейбла Factory Records, который так много сделал для независимой сцены. Крайне важная в плане развития музыки работа.
U2 «War». В своём третьем альбоме U2 выразили свои взгляды на политику и условия человеческого существования. Со звуком, более похожим на «гаражный», нежели на качественную студийную запись, альбом «War» остаётся самым «сырым» в отношении саунда произведением U2. «Sunday Bloody Sunday», без сомнений, самый живой трек альбома: милитаристские ритмы барабанщика Ларри Маллена Младшего и плавно нисходящий рифф гитары Эджа являются превосходным фоном для выступления Боно на тему продолжения войны между Ирландской республиканской армией и британскими властями. «New Year’s Day» - ещё один трек, претендующий на долгожительство. Одновременно оплакивая стагнацию и ликуя на тему обещания перемен, трек храбро заявляет, что, будучи разорванным надвое, мир всё же может быть единым. Альбом оказался последним проектом U2 вместе с продюсером Стиви Лиллиуайтом и их лебединая песня получилась отменной. «War» показал, что вокал Боно и гитарные партии Эджа – это выдающееся явление, которое требует особого и пристального внимания. Первый великий альбом U2 и уверенный шаг к мировому царствованию. Альбом года – выбор Серёги.
Tom Waits «Swordfishtrombones». Говоря простым языком, карьера Тома Уэйтса чётко разделяется на две части – до альбома «Swordfishtrombones» и после. Даже сам Уэйтс – человек, склонный к умышленному запутыванию вопроса – признаёт это. Этот альбом был решительным отходом Уэйтса от того, что он позже назовёт «мой период завсегдатая баров, где играют псевдо-джаз», и переходом к шоковому состоянию принятия нового в форме Брехта и Вайля, Капитана Бифхарта и Гарри Парча. Встретив свою жену, Кэтлин Бреннан, он обрёл вдохновение для новых свершений. Назло настроению того времени, песни альбома по большей части короткие, слова имажистские, звук противоестественный, ржавый, запутанный. Здесь автор умышленно избавился от своего предыдущего почерка – сочная аранжировка, саксофон и просто записанные фортепиано и гитара отринуты в пользу стремительного карнавала ударных, органа, маримбы и духовых инструментов. Всё это сопение, стоны, бряцанье и скрипение создаёт кинематографическое, мечтательно-грустное настроение. «Swordfishtrombones» стал первой частью непреднамеренной трилогии Уэйтса (вместе с «Rain Dogs» 1985 года и «Franks Wild Years» 1987 года). Этот бесспорно влиятельный, знаковый альбом был первой записью Уэйтса для Island Records, после того как – совершенно невероятно – от него отказались Warner Bros.
David Bowie «Let’s Dance». Самый, пожалуй, характерный альбом 80-х. Разнообразие мелодий и инструментов, подчиненное общему ритму. Грандиозный, восхитительный поп-альбом, на котором Боуи, вновь сменивший образ - на сей раз на блонд и костюм бледно-кремового цвета, становится мегазвездой. Захватывающее начало - три хита подряд, среди которых титульный трек - единственный в карьере Дэвида номер один в чартах по обе стороны Атлантики. Интенсивную, прекрасную открывающую «Modern Love» сменяет «China Girl», исполнение которой буквально противоположно версии с альбома Игги, а за ней следует продолжающая тему любви «Let's Dance», под которую действительно хочется танцевать. Остальная часть альбома ничуть не менее примечательна: «Without You», нежная и тягучая, эпическая «Ricochet», мелодичная «Criminal World», после которой идет великолепный результат сотрудничества Боуи с Джорджо Мородером «Cat People (Putting Out Fire)», ставшая саундтреком к вышедшему годом ранее фильму «Люди-кошки», и закрывает альбом яркая и энергичная танцевальная «Shake It». Определенно шедевральный альбом. Мой выбор – лучший альбом года.
ZZ Top «Eliminator». Одним из ключей к феерическому успеху альбома стали видеоклипы Тима Ньюмана. Поколение MTV не имело ни малейшего шанса устоять перед этими долгополыми плащами «под леопарда», роскошными «тандербердами» с буквой Z на капоте, диковинными гитарами и длинноногими моделями. Клипы клипами, но на альбоме «Eliminator» ZZ Top вдарили с таким апломбом, что барабанщик Фрэнк Бёрд попал под подозрение, что в ряде треков его заменяет ритм-компьютер. На самом деле его жёсткий бит вкупе с гулким звуком бас-гитары Дасти Хилла является идеальным фоном для главной звезды - гитариста и основного вокалиста Билли Гиббонса. Это не деревенский танец в стиле хард-рок. Вслушайтесь, например, в элегическую композицию «I Need You Tonight» или жизнерадостную демонстрацию возможностей бас-гитары «Thug». Однако, только благодаря «Gimme All Your Lovin’», «Sharp Dressed Man» и «Legs» альбом поднялся на невероятную высоту. Просто гигантский скачок, превративший ZZ Top в одну из самых процветающих рок-групп десятилетия.
Violent Femmes «Violent Femmes». Дебютный альбом группы Violent Femmes заставил мир переосмыслить термин «тлеющая сигарета», так как для получения платинового статуса ему потребовалось почти восемь лет, и это при том, что практически Billboard 200 он не потревожил. Нельзя сказать, что лейбл Slash сильно обиделся, так как они подписали культовый милуокский тройной контракт за щедрую сумму – 0$. Итак, добро пожаловать в таинственный и прекрасный мир Femmes. Как и следовало ожидать от группы, «открытой» во время уличных представлений, они звучали довольно сыро и нервно, однако эти черты утрачиваются при переходе от сцены к студии. Удивительно, но Femmes удалось сохранить свою свежесть, возможно, благодаря отсутствию изощрённости – их трио состояло из контрабаса Брайана Ричи, легендарного набора ударных инструментов Виктора Де Лоренсо и гитар Гордона Гано. Принципиальный имидж группы как защитников всего эксцентричного происходит от тревожных текстов Гано и подачи столь искренней, что она граничит с самопародией. Немногим музыкантам удавалось выражать своё мировоззрение так блестяще, как Violent Femmes.
Cyndi Lauper «She’s So Unusual». Сногсшибательная, а-ля Бетти Буп, Синди Лопер была бы желанным глотком свежего воздуха в любую эпоху. Повезло 1983 году, в который она ворвалась ураганом с гелиевым голосом. 30-летняя жительница Бруклина пережила к этому времени банкротство и стала крепче стали. На её дебютнике одна сплошная классика. «Girls Just Want To Have Fun» была написана практически неизвестным Робертом Хэзардом, но переработанная версия и эпохальное видео сделали её гимном Лопер. Композиция «Time After Time» - это деликатес, который насчитывает более сотни кавер-версий. «She Bop» - изящная ода самоублажению, породила дебаты в мире музыкальной критики. Опередив, в каком-то смысле, Шинейд О’Коннор, Синди взяла трек Принса («When You Were Mine») и тоже сделала его лучше. Антикварная редкость 1920-х годов «He’s So Unusual» завершает трансформацию певицы перед финальным панковым треком «Yeah Yeah». Некоторое время Синди Лопер и Мадонна были соперницами. Результат противостояния мы знаем из истории, но «She’s So Unusual» остаётся великолепным доказательством того, что Лопер могла быть грозной соперницей для кого угодно.
Metallica «Kill ‘Em All». В начале Metallica была сборищем отвязных юнцов, в которых плескалась водка «Абсолют». Через определённое время они переросли своё прозвище – «Алкоголлика», отреклись от трэш-движения и дистанцировались от своих собратьев, но, на этом своём дебютном альбоме, они звучат по-настоящему свежо и неистово. На пластинке есть несколько важнейших песен – сродни тем, что произвела на свет NWOBHM, правда гитары трещат как пулемёт Гатлинга. Названия этих песен знакомы всем фэнам «тяжёлого цеха»: «Seek & Destroy», «Phantom Lord», «Whiplash» и, конечно же, «(Anesthesia) – Pulling Teeth», товар лицом от покойного басиста Клиффа Бёртона. Эта музыка так же далека от «St. Anger», как Земля от Урана.
The The «Soul Mining». Если у кого из рок-музыкантов когда-либо на лбу и была татуировка «жалкий бедняга», так это у Мэтта Джонсона – человека-оркестра, который работал под именем The The с 1979 года. Он отрицает это, однако пессимистичная природа большей части его музыкальных произведений, включая этот первый релиз под маркой The The, делает его протесты неубедительными. Любовь лондонца Джонсона к музыке зародилась в те годы, когда он жил в пабе своего отца в Ист-Энде, где, среди прочих, играли Дэвид Эссекс и Лонг Джон Болдри. После выпуска собственного альбома, «Burning Blue Soul» 1981 года, Мэтт придумал себе таинственное имя, «чтобы создать концептуальную группу, вдохновлённую другим коллективом – The Plastic Ono Band - концептуальной группой, которая постоянно изменялась». Его песни основывались на напряжённых, стимулирующих работу мысли, текстах, многие из которых эксплуатировали выражения Маргарет Тэтчер, а также на музыке с необычной оркестровкой. Альбом «Soul Mining» изобилует идеями, громкими словами, сомнениями, страхами и музыкальными экспериментами, на которые большинство музыкантов просто никогда бы не отважились. Одна из лучших пластинок десятилетия – музыкальный мир с восторгом и почестями принял уникального, со всех точек зрения, Мэтта Джонсона.
Предыдущие выпуски:
1965 год - https://vk.com/wall-181603904_1361
1966 год - https://vk.com/wall-181603904_1416
1967 год - https://vk.com/wall-181603904_1456
1968 год - https://vk.com/wall-181603904_1527
1969 год - https://vk.com/wall-181603904_1572
1970 год - https://vk.com/wall-181603904_1311
1971 год - https://vk.com/wall-181603904_1665
1972 год - https://vk.com/wall-181603904_1711
1973 год - https://vk.com/wall-181603904_1777
1974 год - https://vk.com/wall-181603904_1853
1975 год - https://vk.com/wall-181603904_1902
1976 год - https://vk.com/wall-181603904_1943
1977 год - https://vk.com/wall-181603904_2010
1978 год - https://vk.com/wall-181603904_2076
1979 год - https://vk.com/wall-181603904_2183
1980 год - https://vk.com/wall-181603904_2270
1981 год - https://vk.com/wall-181603904_2335
1982 год - https://vk.com/wall-181603904_2397